26 февраля 2012 - Украина

А в сентябре Кеплер поставил точку в теоретических спорах о том, могут ли планеты вращаться вокруг двойных звезд. «Могут!» — уверенно заявили астрономы, предъявив публике настоящее воплощение киношной планеты Татуин из Звездных войн.

Планета вращается вокруг двойной звезды Kepler-16, с которой астрономам действительно повезло. Так случилось, что Земля, а вместе с ней и телескоп «Кеплер» находятся в той же плоскости, что и обе компоненты двойной звезды.

Анализируя кривую блеска, ученые заметили, что в отсутствие главного и вторичного затмений общая яркость системы периодически падает примерно раз в 229 дней. Это потускнение и выдало в системе планету, которая обращается в плоскости движения самих звезд.

Планета Татуин, как сразу окрестили ее журналисты, стала настоящей находкой для астрономов: на основе несложных геометрических и динамических расчетов они точно рассчитали массы и размеры самих звезд, не основываясь на предположениях об их химическом составе.

Астрономы считают, что планета похожа на Сатурн, но более насыщена тяжёлыми элементами. Угол между плоскостями вращения двойной звезды и планетами составляет всего 0,4 градуса — но этого достаточно, чтобы в 2046 году, как подсчитали ученые, планета временно перестала затмевать меньшую звезду-хозяйку.

«Открытие ошеломило нас. Как происходит уже не в первый раз; то, что казалось научной фантастикой, оказалось реальностью», — порадовался соавтор работы Алан Босс (Alan Boss).