Разрушение Марса

4 марта 2012 - Украина

Разрушение Марса

Европейсний зонд Mars Express прислал фотографии области Марса, на которой отчетливо видно, как ветер разрушает его поверхность.

В объектив камеры попала область Большой Сирт — вулканическая провинция, проявлявшая активность миллиарды лет назад. Этот район обнаружил еще в XVII веке Христиан Пойгенс, когда измерял суточное вращение Марса.

На снимках можно разглядеть, как ветер сдувает с мелких кратеров грунт и оставляет белые следы. По этим следам можно судить о преобладающем направлении ветров в данной области.

Кроме того, установленный на зонде радар получил первые надежные доказательства того, что в далеком прошлом поверхность планеты омывал как минимум один океан.

Радар использует отраженный от поверхности сигнал для оценки плотности грунта. Области, слабо отражающие радиоволны, — осадочные породы гранулированного вещества, которые разрушались в прошлом под воздействием воды.

Одна из таких областей обнаружена в северном полушарии Марса. Радар MARSIS проникает глубоко под поверхность - на глубину 60-80 метров. На таких глубинах мы видим следы осадочных пород и льда, — пояснил Влодек Кофман (Wlodek Kofman), руководящий радарными исследованиями.

По мнению ученых, в истории Марса было два океана. Первый существовал четыре миллиарда лет назад, когда планета получала больше солнечного тепла. Второй мог быть три миллиарда лет назад, когда подповерхностный лед таял из-за повышенной геотермальной активности. Именно тогда и возникли реки и ручьи, русла которых на планете находят сегодня.