Был ли большой взрыв причиной возникновения вселенной?

24 ноября 2016 - Украина

Был ли большой взрыв причиной возникновения вселенной?

Название Big Bang (Большой взрыв) было придумано не теми, кто считал данную теорию истинной, а одним из ее противников — астрономом и физиком Фредом Хойлом.

Каждый из нас хоть раз задумывался: как возникли наша планета и Солнечная система? Неужели Вселенная вправду не имеет ни конца ни края? Когда существованию всего мира придет конец? Именно эти вопросы подталкивали и подталкивают астрономов, ученых и философов к созданию различных теорий относительно того, как зародилась наша Вселенная. Большинство из них придерживаются теории Большого взрыва.

Но что это за теория и стоит ли на нее полагаться?

Если говорить простым языком, то вся материя, которая сейчас составляет Вселенную, была скомплектована в шар, который по-научному называют точкой сингулярности и который, возможно, по размерам был меньше, чем точка, заканчивающая данное предложение. Значения температуры, плотности и давления в точке были бесконечны. Около 13,8 миллиарда лет назад точка сингулярности вдруг начала расширяться и пошел процесс создания Вселенной. То, что мы видим сейчас, создавалось постепенно, а не за долю секунды. Первые звезды стали появляться из разбросанной по космосу пыли около 12,7 миллиарда лет назад, после этого стали образовываться черные дыры и сверхновые звезды, а Солнечная система начала свое существование 4,8 миллиарда лет назад из межзвездного облака.

СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ — СВЯЩЕННИК?

Теория Большого взрыва была создана католическим священником, что удивляет тех, кто незнаком с его биографией. Бельгиец Жорж Леметр родился в 1894 году и до 17 лет обучался гуманитарным наукам в школе иезуитов, после чего изучал в Лувенском университете инженерию. Леметру пришлось прервать свое обучение из-за Первой мировой, во время которой он получил Военный крест.

После окончания войны Жорж Леметр вернулся в университет, где совмещал физику и математику с теологией. В 1922 году Леметра возвели в сан священника, а через год он отправился в Кембридж. Там изучал астрономию, а также ознакомился с работой Эйнштейна, который считал, что существует некая космологическая постоянная. Позже Леметр обучался в США, а в 1927 году стал профессором астрофизики в Лувенском университете.

В том же году он написал работу, в которой раскрыл идею о расширении Вселенной. Однако в этом труде отсутствовало упоминание точки сингулярности. Идею о расширении Вселенной выдвигал в 1922 году и ученый из СССР по имени Александр Фридман, который, как и Леметр, решил гравитационное уравнение Эйнштейна, подразумевая изменения радиуса размера Вселенной. Жорж Леметр поступал так же, но независимо от Фридмана: тот умер молодым и не смог добиться больших успехов.

В 1931 году Леметр высказал мысль о существовании первичного атома (так он называл точку сингулярности) и предположил, что создание Вселенной произошло благодаря взрыву этого первичного атома. Именно этот взрыв позже назвали Большим, сам же Леметр называл свою теорию гипотезой первичного атома. Надо сказать, что подобные предположения ранее возникали и у Фридмана.

Спустя какое-то время Эйнштейн, который прежде считал, что понимание физики у Леметра отвратительно, признал правоту бельгийского священника и помог ему стать известным в сфере научной деятельности. Произошло это благодаря закону Хаббла, который подтверждал слова Леметра о расширении Вселенной. И опять-таки, несмотря на помощь Леметру, Эйнштейн часто упоминал, что начало теории должно ассоциироваться с именем Фридмана.

«УНИЗИТЕЛЬНОЕ» НАЗВАНИЕ

Как ни странно, название Big Bang (Большой взрыв) было придумано не теми, кто считал данную теорию истинной, а одним из ее противников — астрономом и физиком Фредом Хойлом, который был уверен, что Вселенная всегда существовала и будет существовать. Именно поэтому, пытаясь унизить теорию Фридмана — Леметра, он иронически обозвал взрыв «большим».

Сам Фред Хойл был приверженцем теории стационарной Вселенной. Суть стационарной модели, которая была создана им в сотрудничестве с Томасом Голдом и Германом Бонди, заключается в том, что галактики отдаляются друг от друга, а между ними возникают новые галактики. Такое расширение Вселенной называют хаббловским, и оно, по мнению его создателей, бесконечно, а идея о существовании точки сингулярности — сущая фантастика. Теория быстро стала популярной, так как людям хотелось верить, что когда-нибудь появится галактика, в которой будет жизнь. К сожалению, новые открытия никак не согласовывались с теорией стационарной Вселенной, да и в лабораторных условиях она потерпела крах.

ВОПРОСЫ

Однако многие современные ученые почему-то пытаются не замечать того, что и у теории Большого взрыва немало минусов. Например, если в самом начале была точка сингулярности, то как была создана она? Из какой материи или энергии? Как мог произойти взрыв, если он противоречит законам термодинамики и сохранения энергии? Чем вызвано ускорение расширения Вселенной?..

Несмотря на то, что с каждым годом будет появляться все больше мнений относительно того, как именно зародилась Вселенная, произошел ли Большой взрыв или теория о нем уйдет в прошлое, нас определенно ожидают довольно интересные открытия и предположения. Возможно, достаточно внести несколько изменений в одну из существующих теорий, чтобы найти ответы на вопросы. А может, тайна происхождения Вселенной никогда не будет раскрыта, ведь сколько людей, столько и мнений. Если задуматься о том, кто же создал этот необъятный мир, непременно возникнет мысль: а что, если Бог существует?

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО

Теорию Большого взрыва поддержало огромное количество ученых, да и сейчас она является одной из самых популярных. Ее приверженцы приводят факты в доказательство своей правоты. Одним из них, например, является красное смещение, открытое Эдвином Хабблом в 1929 году. По его наблюдениям, излучение галактик смещается к красному спектру, именно поэтому далекие галактики краснее, чем те, которые ближе к нам. Красное смещение доказало, с какими огромными скоростями галактики отдаляются от нас и от собственных соседей.

Вторым весомым подтверждением является реликтовое излучение — тепловое излучение, чьи остатки доходят до нас с того времени, когда во Вселенной отсутствовали и звезды, и планеты.

ЯРМАРКА ТЕОРИЙ

1. Большая заморозка. Несколько лет назад физики из Австралии (Мельбурнский университет) выдвинули версию о том, что аморфная энергия замораживалась, в результате чего и образовалась Вселенная. Когда вода замораживается, появляются трещины во льду, вот так и во время охлаждения Вселенной возникли время и пространство. Теория австралийцев противоречит словам Эйнштейна о плавности и непрерывности времени и пространства, но современные ученые не исключают, что пространство состоит из нескольких блоков вроде атомов.
  2. Вселенная-компьютер. Идею о том, что Вселенная — огромный компьютер, высказал инженер Конрад Цузе в книге «Вычислительное пространство». Такая теория поддерживается и другими учеными, которые уверены в том, что Вселенная — вычислимая информация, что-то вроде гигантской ЭВМ, которая решает, стоит или не стоит, чтобы то или иное глобальное событие имело место быть. В настоящее время можно найти много книг разных авторов, которые размышляют над данной теорией и пытаются доказать, что именно в ней заключена истина.
  3. Циклическая теория. Согласно этой теории, весь мир имеет 11 измерений, одно из которых временное, а другие — пространственные (тогда как главенствующим является мнение о том, что существуют три пространственных и одно временное измерение). В этих пространствах находятся подпространства, меньшие по размерам, которые назвали бранами (от «мембраны»). Одной из бран является наша Вселенная. Браны сталкиваются друг с другом, при этом излучается большое количество энергии. Все это однажды вновь приведет к Большому взрыву и созданию очередной вселенной. Эти процессы повторяются, именно поэтому теория была названа цикличной.
  4. Вселенная без начала и конца. Данная теория утверждает, что Вселенная вечна. Ахмед Фарар Али и Сория Дас, пользуясь работами американского физика Дэвида Бома, несколько изменили уравнение Фридмана, благодаря чему доказали, что точки сингулярности и Большого взрыва не было, а Вселенная вечна, но небесконечна по размерам.